Информация о фильме Название: Закройщик из Торжка Оригинальное название: Закройщик из Торжка Год выхода: 1925 Жанр: Лирическая комедия, «немое кино» Режиссер: Яков Протазанов В ролях: Игорь Ильинский, Вера Марецкая, Лидия Дейкун-Благонравова, Иосиф Толчанов, Ольга Жизнева, Серафима Бирман, Ева Милютина, Владимир Уральский, Александра Сальникова.
О фильме: Лирическая комедия с элементами сатиры, рисующая быт и нравы провинциального городка первой половины двадцатых годов прошлого века, рассказывает о забавных приключениях домработницы и закройщика, выигравших крупную сумму по облигации государственного займа. Фильм снят по заказу Наркомата финансов. В мастерской у вдовы Ширинкиной служит закройщик Петя Петелькин. Вдова решает женить его на себе, хотя Петя влюблен в Катю, которая служит у торговца. В день свадьбы с вдовой Петя отправляется за подарком для невесты. На станции он встречает отставшую от поезда даму. Желая помочь даме, Петя отдает ей деньги, предназначенные для покупки подарка, а взамен получает облигацию займа. Кто же знал, что именно на эту облигацию падет самый большой выигрыш, аж сто тысяч рублей!
IMDB User Rating: 6.6/10 from 37 users
Комедия Якова Протазанова «Закройщик из Торжка» планировалась как произведение недвусмысленно «ангажированное»: по заказу Наркомфина нужно было сделать кинорекламу государственного займа. Но как нередко случается в подобных случаях, фильм намного перерос узкие рамки рекламного ролика и стал живой, полнокровной комедией. Конечно, утверждение автора монографии о Протазанове М.Арлазорова, что «в кинематографической практике существует парадокс: чем хуже материал, тем интересней творческое решение», нельзя принять за аксиому, но в данном случае оно, по-моему, совершенно верно. ...Скромный паренек Петя /Игорь Ильинский/ с очень "портновской" фамилией - Петелькин - работает в швейной мастерской вдовы Ширинкиной. Имея ввиду Петино трудолюбие и здоровье, а главное - перспективу приобретения фактически бесплатного работника, вдова, как нетрудно догадаться, хочет женить его на себе. Накануне свадьбы безмятежный Петя идет за подарком невесте и встречает изрядно истрепанную даму из «полусвета», единственным достоянием которой осталась облигация. Жалостливый простак Петя покупает ее и сдуру приносит вдове... Вот тут-то и начинаются невероятные приключения, связанные с крупным выигрышем /иначе зачем тогда, скажите пожалуйста, нужно было заказывать агитку?/. Злополучное изделие госзнака переходит из рук в руки... Но финал, как и следовало ожидать, счастливый: Петя женится на домработнице Кате /Вера Марецкая/, и выигрыш становится их свадебным подарком... Сюжет «Закройщика...» незамысловат, но ценность картины не в нем. Сочными, запоминающимися штрихами Протазанов создает достоверную атмосферу быта, наравов и характеров «нэповских» лет, запечатленную острым и ироничным взглядом. К несчастью, многие критики 20-х годоа не обратили на это должного внимания, обвинив комедию в «пропаганде частнособственнических инстинктов», в «безудержном американизме» и трюкачестве. Меж тем, трюк есть трюк. У него нет национальной принадлежности. А в картине Протазанова немало оригинальных, эффектных моментов, остроумно, с выдумкой снятых /хотя бы применение обратной, замедленной съемки в сцене неудавшегося Петиного самоубийства под колесами поезда/. Думается, это один из ярких образцов российского развлекательного кинематографа...
Симпатичная комедия о жизни провинциальных мещан, рассказанная талантливым режиссером и не менее талантливыми актерами, покорила меня с первых кадров. Начинается фильм с того, что Петя Петелькин, будучи практически нищим портняжкой, внезапно для себя самого становится завидным женихом и объектом внимания сразу двух дам. Смешные переделки, в которые попадает герой, не могут не вызвать улыбку. Но внезапно сельский «любовный треугольник» и борьба с классовыми предрассудками сменяются панорамами большого города и погоней за шальными деньгами, которые вскружили голову всем участникам этой истории. Однако комедия положений здесь выполняет не только развлекательную, но и воспитательную функцию. Без сомнения, в СССР умели доносить идеи до широких масс. И первостепенную роль в этом процессе играл кинематограф. Не стоит забывать, что на момент создания фильма молодое государство СССР существовало всего три года, «путь в светлое будущее» еще только начинался, поэтому использовалось максимум средств не только для борьбы с мелкобуржуазными привычками населения, но и для пропаганды государственных инициатив. Именно поэтому в простенькой комедии о мещанской жизни четко видны агитационные мотивы. Но интересно, что агитации эти обыграны естественно, они мастерски вплетены в сюжет и не только не раздражают, а даже вызывают интерес. Любопытно и познавательно видеть подробности быта того времени, проблемы «мелких собственников» в сельской глубинке. Необычно то, что создатели фильма не только не отрицают у людей такого качества как жажда наживы, но признают желание мгновенного обогащения естественным и абсолютно нормальным, и даже поощряют его. Согласитесь, очень необычная расстановка акцентов для советского фильма! Не могу не отметить замечательную актерскую игру всех актеров (особенно Игоря Ильинского и Анатолия Кторова) и отличную режиссуру Протазанова. Эти люди создали кино, которое, безусловно, стоит того, чтобы его посмотреть.
Релиз группы
Выпущено: СССР, «Межрабпом-Русь». Дистрибьютор: «Мастер Тэйп» Продолжительность: 65 мин. Перевод: Русские субтитры Субтитры: Русские.
DVD5
Файл: Формат: DVD Video Качество: DVD5 Видео: PAL 4:3 (720x576) VBR 25.00fps 8000kbps Звук: Russian (Dolby AC3, 2 ch) AC3 48000Hz stereo 192kbps Размер: 3.38 Gb. Скачать:СЭМПЛ.