Информация о фильме Название: Сука Оригинальное название: La chienne Год выхода: 1931 Жанр: Драма. Режиссер: Жан Ренуар / Jean Renoir В ролях: Мишель Симон, Жорж Фламан, Жани Марез, Ромейн Буке, Люсьен Манчини, Жан Жере, Магдалена Берюбе, Роже Гайар, Джейн Пирсон, Кристиан Аржантен, Макс Дальбан.
О фильме: Кассир Морис Легран, тихое, забитое существо, попавший под башмак своей не в меру агрессивной жены, однажды в самом благодушном настроении возвращается с банкета. Вообще-то он не расположен ни к легкомысленным развлечениям, ни к приключениям. Но вот встреча на пустой площади с заурядной потаскушкой Лулу и её сутенером Деде и - стоп! - Легран своей спотыкающейся, неуверенной походкой пойдёт совсем в другую сторону. Эта встреча превратится в самую большую его любовь, изменит всю его жизнь. Легран пойдёт за Лулу, он будет вздыхать и мучаться от любви. Мокнуть под дождём на монмартрских тротуарах и с тоской смотреть на освещенные окна своей возлюбленной. Ради неё он тайком возьмёт семейные сбережения (а с такой женой, как мадам Легран, это не шутка), потом начнёт воровать из той самой кассы, которую он обязан оберегать. Когда Легран застаёт в снятой им для Лулу квартире сутенёра Деде, он ждёт хотя бы извинения, он готов простить, но, услышав лишь смех, в порыве гнева убивает Лулу. Случается так, что все улики обращены против Деде. И ему, а не Леграну, суждено положить голову под нож гильотины.(И.Лищинский) Это первый звуковой фильм Жана Ренуара, который в 1945 году был выпущен римейком режиссером Фрицем Лангом под названием «Скарлет Стрит». Появление звука в кино открыло перед режиссером совершенно новые возможности. Получив право выбора сценария, Ренуар снимает «Суку» (1931) по роману де Ля Фушардьера. Правда, фильм «Сука» явился причиной разрыва Ренуара с Дедэ: «Женская роль в нем великолепно бы подошла Катрин, но у актрисы Жани Марез был подписан контракт со студией в Бийанкуре, роль, естественно, отдали ей. Это предательство положило конец нашей совместной жизни. Катрин не смогла проглотить эту обиду. Кино оказалось для нее жестоким божеством».
Фильм примечателен не только сюжетом и особой игрой Мишеля Симона (до той поры довольствующегося лишь комическими ролями), но и знаменитой ренуаровской глубиной кадра, проанализированной А.Базеном в «Что такое кино?» и особенно Ж.Делёзом в его «Кино». Вот что пишет Ж.Делёз: "...имеется глубинное строение кадра: такой план содержит в себе сразу все пространственные срезы — от крупного плана к отдаленному, но тем не менее обладает неким единством, позволяющим определить его именно как план. Главное здесь то, что глубина понимается уже не в духе «примитивного» кинематографа, как наложение друг на друга параллельных срезов, в каждом из которых происходит самостоятельное действие, когда их только пересекает одно и то же движущееся тело. У Ренуара или Уэллса, наоборот, множество движений распределяются в глубинном направлении так, чтобы между ними устанавливались связи, действия и реакции, которые уже никогда не развертываются в одном и том же плане и рядом, а располагаются ступенчато, на разных дистанциях и при переходе от одного плана к другому. Единство плана достигается здесь непосредственной связью между элементами, берущимися из множества наложенных друг на друга планов, которые теперь невозможно изолировать: соотношение между ближними и отдаленными частями и образует единство. В истории живописи аналогичная эволюция происходила между XVI и XVII веками: наложение планов, каждый из которых оказывался заполнен собственной сценой — при том, что персонажи сцен сталкивались, — уступило место другой концепции глубины, когда персонажи располагаются по диагонали и как бы обращаются друг к другу из одного плана в другой, когда элементы одного плана воздействуют и реагируют на элементы другого, когда ни одна из форм и ни один из цветов не замыкаются в одном плане, а все, что расположено на переднем плане, показывается в аномально увеличенном виде, но входит в непосредственные отношения с задним планом при помощи резкого уменьшения размеров. Да и сам Ренуар пишет: «Чем лучше я овладеваю моим ремеслом, тем больше меня привлекает глубинная мизансцена; я больше не хочу сажать актеров перед камерой, снимать их с добросовестностью фотографа, а потом склеивать снятые планы». Рождение ренуаровской глубины - это и есть «Сука».
Звуковой фильм Ренуара, рассказывающий про быт обитателей Монмартра, в котором нет ни одного положительного героя. Персонажами выбраны несимпатичные люди, но показаны они с такой отстраненно-ироничной интонацией, что каждый периодически выглядит комедийным героем. В самом начале фильма на сцену выходят марионетки, которые провозглашают вступления в духе «это нравоучительная история» или «это комедия», но затем их перебивает другая, которая сообщает, что ни комедии, ни трагедии тут нет, что в событиях участвуют обыкновенные люди. Пожалуй, жизнь действительно можно рассматривать то в комедийном, то в драматическом ключе в духе «Мелинды и Мелинды» Аллена. У Ренуара в «Суке» события, которые у Штернберга или Пабста превратились бы в каскад поучений и нарезанных простых выводов, выглядят одурачивающей тебя пьесой. Итак, в магазине нижнего белья работает кассир Легран. Он сухарь, не участвует в походах по увеселительным заведениям, юмор сотрудников не понимает, зато дома в меру умений рисует картины. Его жена, вдова полковника Годара, картины считает блажью, постоянно орет на молчаливого очкарика, отбирает у него деньги и всячески травит, вспоминая бывшего мужа, который был «настоящий мужчина». Возвращаясь домой, Легран натыкается на пьяного в стельку сутенера Деде, который на прямо на городской лестнице, неверными движениями пытается наподдать Лулу, беззаветно влюбленной в него, но глуповатой женщине. Леграну удается выступить «спасителем» Лулу, которая сразу же берет у него деньги на такси для Деде. Леграну она кажется прекрасным юным созданием, хотя на деле та просто тянет из него деньги, которые до копейки забирает и проигрывает в карты Деде. Тем не менее потрепанное жизнью лицо Деде вызывает у нее счастье и экстаз, так что она ложится под всех, кого он считает богатым. Расклад звучит сурово, но на деле «Сука», скорее, смешная. Корчит рожи Легран, предвкушая, как оставит вопящую жену и умчится к молодой любовнице. Бахвалится Деде, рассказывая приятелям про богатого американского художника, который надарил Лулу дорогих картин. Плывет Лулу, готовая на все, едва увидит своего сутенера. Так как отношений для манипуляции зрительским вниманием недостаточно, Ренуар использует комедийный момент, связанный с подлогом картин. Домашние художества Леграна Деде с приятелем-прохвостом называют творчеством американской художницы Клары и продают за немалые деньги. В «Суке» все приходят к печальному завершению своих жизней. Ренуар посмеивается над правосудием, которое должно ожидать в конце героев нравоучительной драмы, и отправляет за решетку невиновного. Однако интересный эффект в том, что при этом его, как и всех остальных, совершенно не жалко. Мысль о том, что женщина разрушает жизнь мужчин, звучащая из уст раздавленного, нелепого Леграна вызывает только усмешку, так как Лулу, выглядящая чудовищем в глазах потратившего на нее деньги фирмы клерка, — всего лишь бестолковая женщина, ослепленная тягой к хлещущему ее по щекам сутенеру. В «Суке» нет совершенно никакой морали, и это удивительно для фильмов того периода. Единственный упрек относится к буржуазной среде, внутри которой ворочаются персонажи, но и он не нарочит.
IMDB User Rating: 7.8/10 from 1,166 users
Релиз от:palmeiras
Выпущено: Франция; Les Établissements Braunberger-Richebé. Дистрибьютор: «DVD Jpperu Support R2» Продолжительность: 95 мин. Перевод: Авторский (одноголосый закадровый) - ООО «Светла» Субтитры: Русские, английские, испанские, португальские. Русские субтитры для DVDRip отдельным архивом.
DVD9 От Автора релиза palmeiras В дополнительных материалах на диске • Короткометражный фильм «Ребенку дают слабительное» («On Purge Bébé», 1931) (46:40) • Анимированные фильмографии Жана Ренуара и Мишеля Симона. Видеофайл - 4,46 Гб. • Все субтитры кастомные, меню выбора для них нет, только из пульта.