Информация о фильме Название: Старухи Оригинальное название: Старухи Год выхода: 2003 Жанр: Драма, комедия Режиссер: Геннадий Сидоров В ролях: Валентина Березуцкая, Галина Смирнова, Зоя Норкина, Тамара Климова, Анфиса Гасина, Бронислава Захарова, Анастасия Любимова, Нина Корнилова, Валентина Тосцева, Анастасия Буксирова, Евдокия Быструхина, Екатерина Потапова, Сергей Макаров (II), Никита Романенко, Геннадий Сидоров, Рано Кубаева, Зухриддин Режаметов.
О фильме: В заброшенной деревне вдалеке от городских хлопот, электричества и радио живут несколько старух. Мужским вниманием, если не считать выходок Миколки (Сергей Макаров), местного пастуха с синдромом Дауна, дамы не избалованы. Да и вообще весь остальной мир, похоже, о них просто забыл. Лишь изредка заедет на очередные похороны непутевый родственник из столицы, зайдет за самогоном ушедший в самоволку солдат или примчится с соседнего полигона танк и разнесет в щепки дом. Внезапно в глухую костромскую деревню приезжает на постоянное жительство семья таджиков. Приезжие заводят хозяйство и устраивают свою жизнь, что не всегда нравится коренным жителям деревни.
В фильме много нецензурной лексики.
IMDB User Rating: 7.2/10 from 103 users
Награды • Приз за лучший дебют, специальный приз жюри, приз зрительских симпатий Геннадию Сидорову на кинофестивале русских фильмов в Онфлере в 2003 году. • Приз «Серебро „Лістапада“» Геннадию Сидорову на международном кинофестивале «Лiстапад» в Минске в 2003 году. • Гран-при «Скифский олень» Геннадию Сидорову на международном кинофестивале «Молодость» в Киеве в 2003 году. • Приз Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России «За творческую смелость в создании необычного ансамбля» на международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве в 2003 году. • Гран-при «Золотая роза», приз за лучший режиссерский дебют, приз ФИПРЕССИ, приз гильдии киноведов и кинокритиков России Геннадию Сидорову на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи в 2003 году. • Главный приз Геннадию Сидорову на международном кинофестивале фильмов-дебютов в Анже в 2004 году. • Премия «Ника» «За лучшую главную женскую роль» Валентине Березуцкой в 2004 году.
Вручение «Ники» за лучшую женскую роль одной из старух в этом фарсе Г.Сидорова стало сенсацией весны 2004 года. Что касается самого фильма, то он также был отмечен призами российского фестивального уровня, хотя особого международного успеха не имел. Сказались особенности сюжета. Мало кто из фестивальных отборщиков смог вникнуть в особенности жизни вымирающей русской деревни, где молодой мужик чуть ли не один, да и тот, болен болезнью Дауна… На меня лично «Старухи» произвели двойственное впечатление. С одной стороны, вроде бы оригинально и местами забавно, с другой – я не считаю, что современное игровое кино должно так резко менять свою лексику в сторону нецензурных (в недавнем прошлом) выражений…
Деревенская трагикомедия о того, как этот российский фильм вышел всего лишь в ограниченный прокат, о чём можно только пожалеть, его практически на «ура» встречали на отдельных состоявшихся просмотрах и критики, и зрители. Лента актёра, сценариста и продюсера Геннадия Сидорова («С днём рождения», «С любовью. Лиля»), который дебютировал в качестве режиссёра, на самом-то деле не свободна от своеобразного желания угодить публике, представляя жизнь в заброшенной костромской деревне всё же в душевной и трогательной манере «народной комедии». Весьма колоритные сельские старухи (среди них только Валентина Березуцкая была профессиональной актрисой), существующие на экране естественно и натурально, подчас прибегая к очень крепкому словцу, что в их устах являлось не демонстративной грубостью, а яркой и образной фигурой речи, оказались ничуть не унывающими и неистребимо жизнерадостными героинями, кого так не хватает нашему кинематографу. И триумф «Старух» на фестивале «Кинотавр» был, несомненно, связан с общим контекстом, в котором данное произведение Сидорова возникло. Отечественные постановщики наконец-то отвели свои подуставшие взоры от московско-питерской тусовки, выбрались за пределы кольцевой дороги и обнаружили наличие жизни далеко в стороне от криминальных разборок и споров хозяйствующих субъектов, что, по сути, является одним и тем же. Кроме того, картина «Старухи» лишена знакомого, например, по работам Лидии Бобровой довольно истеричного («Ой, вы, гуси…», «В той стране…») и фальшиво-декларативного («Бабуся») взгляда на существование российской деревни, а также бежит прочь от навязчивой «чернухи» или желания во что бы то ни стало разжалобить, хотя и в ней кое-что видится утешительным, наивным и идеалистичным (особенно в том, как показано врастание в русский быт семьи таджиков-беженцев). Тем не менее, именно «Бабуся», проигравшая в сочинском киносостязании, была затем отмечена премией на Карловарском фестивале, а «Старух» хоть и взяли в молодёжный (как это ни забавно!) конкурс «Новые режиссёры» в более престижном Сан-Себастьяне, но абсолютно там проигнорировали. Дело тут не в каких-то особых вкусах иностранцев, хотя нельзя отрицать того, что им больше нравится, когда уже сложившиеся в умах представления о России всё-таки совпадают с демонстрируемым на экране. Пожалуй, фильм Геннадия Сидорова пострадал, прежде всего, из-за своей насыщенной текстовой природы, обыгрывания речевых оборотов и отдельных слов, обращения как раз к носителям русского языка, который будет непонятен даже тем, кто попытался его изучить. И уж точно невозможно передать в куцых субтитрах или пересказать при помощи переводчика то обилие случайных и преднамеренных смыслов, что возникают в словесной структуре этой ленты. Кстати, в сюжетном и отчасти в изобразительном плане она может вдруг вызвать по ассоциации «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Андрея Кончаловского, снятую за 36 лет до того в Горьковской области и положенную на «полку» из-за недовольства сельских партократов. Только тогда деревенским колхозом, где почти не осталось мужиков (все подались в город), руководил неугомонный коротышка-горбун, а ныне среди успевших состариться молодух ошивается лишь ни к чему не годный олигофрен, который готов по сиюминутной злобе спалить дом, где поселились «лица среднеазиатской национальности». И так же проездом, пособляя мимоходом, но с более циничным пафосом, оказываются в селе давно уж не такие доблестные военные, а пьяный срыв одного из них (Геннадий Сидоров сам исполняет роль ревнивого офицера, который гоняется за своей беспутной женой) чем-то похож на отчаянный «выверт души» отвергнутого заезжего поклонника гордой хромоножки Аси Клячиной. Наконец, и сцена осеннего застолья на природе перекликается с финальным катарсисом «народной трагедии» Кончаловского, вызывая столь необходимое умиротворение в сегодняшней трагикомической истории, которая и не могла быть иной по жанру. Ведь и режиссёр «Асиного счастья» (под таким выспренным названием пытались спасти от гнева чиновников лучшее творение Михалкова-среднего) знаменательно сделал в 1994 году продолжение «Курочка Ряба» именно в трагифарсовом ключе. Теперешняя действительность не терпит плача и причитаний — она оборачивается своей комической изнанкой, хотя это может быть только смех сквозь слёзы.
Выпущено: Россия; Региональный общественный фонд поддержки кино при участии Министерства культуры РФ , 2003 год; Cinema Support Foundation. Дистрибьютор: «CP Digital» Продолжительность: 103 мин. Перевод: Оригинал (русский язык), в отдельных частях фильма - Таджикский язык без перевода. Субтитры: Английские. Английские субтитры для DVDRip отдельным архивом.
DVD9 Дополнительные материалы на диске DVD9 • Каталог от «CP Digital» • Смотрите на DVD от «CP Digital» • Создатели и Исполнители
DVD5 Сделан с DVD9. Удалены реклама,заставки, предупреждения,доп.материалы Меню частично переведено в статику, навигация сохранена,нерабочие кнопки затерты и заблокированы Общее сжатие - 0 %.